ПОРТРЕТ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ
5.03-5.04 2008

 

ЙОГА ФОТО ФОТОСЕССИЯ YOGA PHOTO

 

ФОТОГРАФИЯ. ВСЕГДА "СЕГОДНЯ"

"Сегодня принято проводить границу между современным и актуальным искусством (contemporary art), когда определяющим является не время создания работы, а созвучие позиции художника с реалиями нынешнего дня. Прикладной характер и «живописность» уже не основной параметр для оценки предмета искусства..." - декларируется на "актуальном" сайте Jerry Rubin Club. С первым утверждением трудно спорить. Нужно только откинуть слово "сегодня". Так было всегда. И это созвучное сегодняшнему дню искусство называлось и называется просто - КЛАССИКА. Классиком можно стать при жизни и пробыть им тысячелетия. А вот отказ прикладному характеру и "живописности" в статусе "основного параметра" - просто болтовня, характерная для всех времен человекосуществования, когда , периодически, снимались с повестки дня те или иные критерии. Заканчивалось все просто: люди взрослели, возвращали критерии на место и, если им был дарован талант, создавали произведения становившиеся классическими. Часто этот процесс протекал даже не задевая их сознания. На результат это не влияло , да и не могло повлиять т.к. "проикладной характер" и "живописность" (в нашем случае) заложены в саму природу изобразительного творчества, к коему, без сомнения принадлежит и фотография.

Мы уже писали где-то, что, если точнее определиться с терминалогией, то практически все изобразительное искусство (включая самое чистое-чистое, существование которого по нашему мнению, возможно только в процессе создания) и архитектура, разумеется, подпадают под определение "ДИЗАЙН СРЕДЫ", а уж пытаться отказать дизайну в прикладном характере - плевать против ветра. Под "живописностью", как обычно, агрессивно настроенные "актуалисты" понимают подчинение произведения неким эстетическим канонам, что ставится в вину авторам таких произведений . Но, при трезвом размышлении, к которому, как правило, не склонны подростки и "авангардисты", в силу нехватки времени на образование, становится ясно что эти пресловутые эстетические каноны несомненно старше и несравненно больше любого авнгардиста и вполне в состоянии вместить его вместе с его творчеством, если оно того заслуживает. Что и происходит с лучшими представителями "НОВОГО ИСКУССТВА" с завидной исторической регулярностью. Именно с позиций приоритета тысячелетних эстетических ценностей наша группа и рассматривает визуальные искусства в целом и современную фотографию, в частности. Самовыражение дилетантов посредством узурпации профессионального статуса нас не интересует. С этих позиций мы и приглашаем Вас в ФОТО ХАУС, который по техническим и смысловым причинам состоит из нескольких разделов.

 



персона:

АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН (Henri Cartier-Bresson)

 

Скоро (нынешним летом) исполнится два года как умер (2004) Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН (родился в 1908 году), один из крупнейших фотомастеров мира
Он родился 22 августа в городе Шантлу, недалеко от Парижа. Начал снимать в 1926-м, стал профессионалом в 1930-м, а в 1933 году в Испании состоялась его первая персональная выставка. В конце тридцатых Картье-Брессон работал ассистентом французского режиссера Жана Ренуара. Потом – война, Сопротивление. В 1947 году Картье-Брессон вместе с Робером Капа и Дэвидом Сеймуром стал основателем легендарного независимого объединения фоторепортеров Magnum в Нью-Йорке.
Он родился, когда светопись уже покорила мир. Но с его приходом началась новая эпоха в истории фотографии – эпоха Картье-Брессона. Эта эпоха, пронзив двадцатый век, продолжается и сейчас, как продолжается пока и сам двадцатый век. Может быть, именно его смерть и поставила точку в культуре этого века. Просто мы этого пока не заметилиЙ

Здесь, с помощью агентства MAGNUM ( все помещенные здесь фотографии взяты с сайта агентства(© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos) мы попытались создать маленькую выставку мастера, дабы, как можно больше людей смогли познакомиться с творчеством. по нашему мнению, величайшего фотографа ушедшего столетия.

Работы даны без названий и дат создания. Сегодня это не важно. Это фотографии Картье-Брессона...

При просмотре данных работ обратите Ваще внимание и оцените по достоинству композиционные решения большинства снимков. Картье-Брессон прожил долгую жизнь, снимать начал почти одновременно с "закатом" конструктивизма и назвать его фотографом - конструктивистом, наверное, нельзя, но тем не менее, это - конструктивист. Решая кадр (а мастер фантастически вписывался в формат, обходясь без кадрировки при печати), Брессон всякий раз выстраивает активную несущую конструкцию кадра в которую, как в систему координат помещаются объекты съемки. очень часто на снимкам присуствуют видимые или невидимые (силовые) диагонали, столь любезные сердцу каждого конструктивиста. Даже если композиция решается плоскостно и фронтально (некоторые портреты) то части тела портретируемого образуют перекрестья координатной сетки.
Равновесие, которого, с кажущейся легкостью, добивается фотограф, без сомнения, является плодом работы визуального мышления автора, а способы его достижения столь же просты, сколь и эффективны, и достойны самого внимательного изучения всех желающих называться профессионалом.

 


 

Вообще ХХ век, без всякого сомнения - век фотографии. Достаточно выдающихся мастеров работало и в нашей стране. Это, конечно, всемирно-известный Александр Родченко, но и Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Александр Гринберг, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг, Михаил Савин, Эммануил Евзерихин, Георгий Липскеров, Иван Шагин, Георгий Петрусов, братья Макс и Михаил Прехнеры, Евгений Умнов, Валерий Генде-Роте... Вспомнив Картье-Брессона, мы размещаем на этой странице несколько фотографий русских мастеров, как дань уважения их творчеству профессиональному и актуальному ( в хорошем значении этого слова) и как пример фотографического преломления конструктивизма, так много давшего чуть позже Картье-Брессону. Вот она - Ее Величество ДИАГОНАЛЬ., вот мир. где не существует горизонталей: челюскинцы, приветствуемые толпой, въеезжают в кадр по ДИАГОНАЛИ; Здание отражается в хроме фары ДИАГОНАЛЬНО; Линкольны, выстроившиеся у Большого театра, четко держат равнение по ДИАГОНАЛИ; даже в строго фронтальном снимеке Родченко "Скорая помощь" силовые линии из нижних углов кадра пересекаясь в мерседесовском значке, расчленяют композицию мощными ДИАГОНАЛЯМИ. Что это? Дополнитиельная ось координат, или линия взлета и падения конструктивистского сознания?

 

 

А умели снимать, хоть и не умели делать цифровые "мыльницы", что ни говори! С Вами вместе наслаждался древней фотографией Андрей Павловский, страстный поклонник конструктивизма и гения Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson).

 


Напоминаем, что все авторские и смежные права на размещаемые на сайте изображения и тексты принадлежат авторам работ или группе художников M'APT и охраняются в соответствии с международными договоренностями и действующим законодательством Российской Федерации . © 2006

 

Design by Andrew Pavlovsky, M'ARTGroup © Дизайн-Андрей Павловский ©2005-2008