"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" в ТРЕТЬЯКОВКЕ

... очень хотелось посмотреть выставку "Бунового Валета" на Крымском. Автомобиль поборахтался в снегу перед подъездом ГТГ (видимо чистить снег перед национальными музеями нация не хочет) и пискнув сигналкой оставил нас наедине с ожидаемым праздником. Что порадовало? Очередь. В меру большая. минут на тридцать. Правда - выходной. А выставка? Выставка не расстроила. Как могут расстроить замечательные работы? Но заставила недоумевать... телевизионная реклама (нечастый атрибут художественных выставок) обещала небывалое, беспрецендентное собрание работ, впервые свезенных со всей страны и даже из-за ее рубежей... самое полное отражение творчества мастеров "Бубнового Валета"... А что на деле? В экспозицию не вошли многие из самых известных полотен Машкова, Лентулова, Куприна, Фалька, Гончаровой, Ларионова... Наименее "пострадавшим" следует признать Кончаловского, но и здесь знаменитый "Скрипач" (Портрет Ромашкова) представлен небольшим рабочим карандашным эскизом. Удивляет развеска. Работы перемешаны (эта каша рекламировалась как "изюминка" экспозиции). Имеются микроскопические вкрапления французов (Матисс, Гоген, Дерен...). Из них лучшей работой,- очаровательным женским портретом представлен Ван Донген. Остальные работы не первого ряда. Да и наличие их вызывает вопрос: "А зачем?" Публика, для которой эта живопись внове, не в состоянии вычленить немногочисленных французов. Для подготовленной аудитории конкретно эти превнесенные работы - не очень интересны. Показать схожесть эстетики? И снова: "А зачем?" Для знатоков зто не требуется. Новичкам - мешает понять эстетику собственно "Валета"... Очень сомнительное или не доведенное до ума решение. Интересно, по "Европам" экспозицию таскали в таком же виде? Тогда жаль "Валетов" - они предстают далеко не тем "целостным явлением" о котором сообщают искусствоведы. Да и как можно анонсировать экспозицию как "уникальную", если она не включает многие "опорные" работы? Машков, из-за включения одного из натюрмортов выглядит непоследовательным, в то время, как если бы из Русского музея дали имеющуюся там подборку работ ("н-т с лошадиным черепом", "н-т с самоваром", "н-т с парчей", "н-т с веером") на лицо был бы определенный "период". Получилось - случайность.
Кстати на титуле выставки кроме Минкульта и одноименного Агенства, заявлены Русский музей и Третьяковская галерея. Как "поработали" с Русским музеем видно из примера с Машковым, но Питер -"далеко", а как объяснить отсуствие на выставке больших полотен принадлежащих самой ГТГ? Это, например, панно "Москва" и "Страстной монастырь" Аристарха Лентулова. Его же "Портрет Хохловой" Без этих работ трудно представить Лентулова. А тот же "Скрипач" Кончаловского? А Фальк? "Красная мебель"? Немного позже? Но это - отсюда! Не хочется лезть в дебри специальности , но "Красная мебель" это именно кусок (интерьер) мира трактуемого как натюрморт, - один из основных эстетических принципов "Бубнового Валета"...( И чего, кстати, нет у подсовываемых французов. Кураторы "не в теме"?). Жаль Куприна. Выдающийся мастер натюрморта. Он также не получил многие свои работы из ГТГ и даже не упомянут в описании выставки на ВЕБ-портале Третьяковки. Вообще, кто занимался проектом трех музеев, одного министерства и одной частной структуры (Фонд Культуры "Екатерина"), проектом, который возили в Европу и назвали национальным выставочным проектом года? Кто экспонирует его в залах, где сквозь потолки местами сочится вода и на некоторых работах заметно уже коробление...
Ну да ладно... А может быть, выставок, на самом деле три? Одна в Москве, другая в Монако и третья - в Питере? тогда понятно отсуствие многих и многих важных работ. Правда, попахивет аферой...
В любом случае,- спасибо, что позвали. Художники замечательные, чего, к сожалению нельзя сказать о привлеченных к этому проекту искусствоведах и кураторах.
Видимо, хиреет музейное дело. Был на широко анонсируемой выставке Серова в "Галерее Нащокина". Из нее было неясно хороший ли художник Серов. И даже складывалось впечатление, что - не очень... Зачем такая выставка? Коммерция? Понимаю, но Серов не виноват в том, что кому-то нужны деньги. И, вообще-то, он и его художественная репутация должны находиться под защитой государства как национальное достояние. Год, примерно, назад видел в Пушкинском музее выставку "Европа. От классики до авангарда". Уровень работ (не имен, - работ), по большей части, трагически не соответсвовал привычному уровню выставок в Пушкинском Правда, перед этим посещением я не был на них лет семь... Сейчас там же (в Пушкинском) очередь штурмует портик с плакатами "Россия-Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича". Не хочется идти. Тот же алгоритм названия. Боюсь, - схожий алгоритм комплектования экспозиции. А помните: "Москва-Париж"... Хиреет дело.

© Андрей Мартов, 2005

 


Напоминаем, что все авторские и смежные права на размещаемые на сайте изображения и тексты принадлежат авторам работ или группе художников M'APT и охраняются в соответствии с международными договоренностями и действующим законодательством Российской Федерации . © 2006

 
 

Design by Andrew Pavlovsky, M'ARTGroup © Дизайн-Андрей Павловский ©2005-2008